Опубликовано:
17.09.25 10:24

V Дальневосточный юридический форум: итоги

Уважаемые коллеги!

Итоги V Дальневосточного юридического форума освещал Дудин Павел Николаевич, д.и.н, д.полит.н., д.ю.н., доцент, ведущий научный сотрудник Лаборатории исторических и социально-экономических исследований Сибири и Центральной Азии Красноярского научного центра (г. Красноярск), также в.н.с. отдела истории и культуры Центральной Азии Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (г. Улан-Удэ), профессор кафедры теории и философии политики Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург), один из ведущих отечественных специалистов в области истории государства и права стран Восточной Азии (Китай, Монголия, Корея, Япония, Вьетнам). Автор более 130 научных работ, включая 11 монографий (последняя монография — в 2024 г. победитель всероссийского конкурса на опубликование научных трудов молодых ученых — историков Издательства «Наука»). Обладатель Золотой медали Российской академии наук для молодых ученых (2015 г.), лауреат Государственной премии Республики Бурятия в области поддержки талантливой молодежи (2014 г.).18-й в истории мировой науки обладатель трех докторских степеней, в настоящее время — самый молодой в мире ученый в данном академическом статусе. Член редакционных коллегий научных журналов «Труды Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН» и «Известия Восточного института» Дальневосточного федерального университета. Приказом ректора Санкт-Петербургского государственного университета № 9851/1 от 01.08.2025 г. утвержден в качестве председателя диссертационного совета по научной специальности 5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы

С 8 по 10 сентября 2025 года Южно-Сахалинск принял V Дальневосточный юридический форум — событие, которое по праву заняло место одной из центральных экспертных площадок страны, посвященных правовым аспектам развития Дальнего Востока. Организованный при деятельной поддержке Правительства Сахалинской области, форум вновь подтвердил свой уникальный статус места прямого диалога между властью, бизнесом и юридической наукой, но в этом году его повестка приобрела особое, стратегическое значение

Контекст Сахалина: стратегический фронтир российского права

Выбор места проведения форума — Сахалинской области — глубоко символичен и концептуально важен. Это не просто один из регионов Дальнего Востока, это стратегический фронтир России. Географическая близость к ключевым партнерам — Китаю, Японии, Корее, — положение на перекрестке глобальных транспортных артерий, включая Северный морской путь, и, главное, статус одного из крупнейших энергетических хабов страны, где реализуются сложнейшие международные нефтегазовые проекты, — все это превращает Сахалин в уникальную «лабораторию». Поэтому именно здесь необходимость перехода от тактического решения споров к выработке долгосрочной цивилизационной стратегии ощущается наиболее остро.

Экосистема Форума: синергия власти, бизнеса и науки

Уникальность форума ярко проявилась в его составе. Организаторам удалось создать полноценную экосистему, где сошлись представители трех ключевых миров.
Мир власти был представлен на самом высоком уровне: руководство Сахалинской области и судейский корпус. Их участие задавало рамку государственного интереса, регуляторных приоритетов и правоприменительной практики.
Мир бизнеса был представлен «конечными пользователями» права — топ-менеджерами и руководителями юридических департаментов промышленных гигантов (АО «Газстройпром», СИБУР, Газпромбанк), чья ежедневная работа связана с юридическим сопровождением многомиллиардных инфраструктурных проектов.
Мир права объединил цвет академической науки из ведущих вузов и исследовательских центров страны, а также ведущих юристов-практиков.
Эта синергия определила характер дискуссий: они были предельно предметными, нацеленными не на абстрактные теоретизирования, а на поиск работающих правовых решений для реальных экономических задач.

Повестка дня: фокус на инструментах и механизмах

Программа форума отражала этот практический запрос. Ключевые сессии были посвящены наиболее актуальным и сложным правовым инструментам: налоговой реформе 2025 года, технологиям взыскания долгов, современным реалиям банкротства, цифровой трансформации и искусственному интеллекту в госуправлении. Особое внимание было уделено стержневым отраслям дальневосточной экономики: строительству, морскому праву, недропользованию. Общий вектор дискуссий был направлен на отладку и совершенствование конкретных правовых механизмов.

Цивилизационный подход как недостающее звено: выступления П.Н. Дудина

Однако именно эта глубокая проработка тактических вопросов создала интеллектуальный запрос на более высокий, стратегический уровень анализа, особенно в части взаимодействия с Китаем. Ответом на этот запрос стали выступления профессора Санкт-Петербургского государственного университета Павла Николаевича Дудина. Его доклады, основанные на многолетних исследованиях в рамках петербургской школы востоковедения, позволили дополнить инструментальный подход к праву глубоким цивилизационным анализом, сместив фокус с вопроса «как работают правовые нормы?» на вопрос «почему они работают именно так, а не иначе?».

На пленарной сессии «Технологическая революция — глобальные и правовые вызовы» профессор Дудин представил концепцию, согласно которой Китай использует технологии XXI века для решения задач, уходящих корнями вглубь его тысячелетней государственной традиции. Было показано, что за ультрасовременным технологическим фасадом скрывается преемственность цивилизационной матрицы, нацеленной на поддержание социального Порядка, гармонии и управляемости. Такие явления, как система социального рейтинга, были проанализированы не как калька с западных антиутопий, а как цифровое переиздание вековой системы коллективной ответственности баоцзя. Цифровой юань был рассмотрен не просто как финансовая технология, а как инструмент для реализации вековой мечты китайского государства об абсолютном фискальном контроле и установлении прямого контакта с каждым подданным, минуя всех посредников. Этот подход позволяет рассматривать технологическую политику КНР не как серию разрозненных шагов, а как целостную стратегию, подчиненную собственной, глубоко исторической логике, что критически важно для прогнозирования и выстраивания долгосрочных отношений. А феномен супер-приложений WeChat и Alipay — как современный аналог имперской государственной монополии на стратегические ресурсы, подобные «соли и железу». Этот подход позволяет рассматривать технологическую политику КНР не как серию разрозненных шагов, а как целостную стратегию, подчиненную собственной, глубоко исторической логике.

На панельной дискуссии «Контрактный менеджмент в строительстве: стратегия успеха и минимизации рисков» эта общая теория была переведена на язык практических рекомендаций для юристов и бизнеса. В своем выступлении профессор Дудин последовательно разрушил три ключевых мифа, мешающих эффективному взаимодействию с китайскими партнерами:

1. Миф позитивиста («Контракт — это крепость»): Опираясь на исторический анализ эволюции китайского договора со времен династии Сун, было показано, что для китайской стороны контракт — это не столько неизменная догма, сколько «карта» для начала отношений, предполагающая гибкость. Практическая рекомендация заключается в необходимости создавать в контракте не «стену для обороны», а «стол для переговоров», встраивая в него обязательные процедуры совместной адаптации.

2. Миф циника («Гуаньси — это коррупция»): На исторических примерах, включая роль традиционного посредника (zhongren), было доказано, что неформальные сети — это сложнейшая «операционная система» китайского бизнеса, главный институт управления репутационными и коммерческими рисками. Рекомендация для бизнеса инвестировать в социальный капитал и построение доверия как в самый надежный неформальный актив.

3. Миф дуалиста («Государство — это внешний арбитр»): Была представлена модель, согласно которой государство в Китае — это не внешний игрок, а всепроникающая экосистема и невидимый участник любого крупного проекта. Рекомендация для проектного менеджмента синхронизировать коммерческие цели проекта со стратегическими интересами государства, понимая, что поддержка властей является ключевым административным ресурсом.

Последующий диалог с представителями сахалинского бизнес-сообщества после выступления показал, что предложенная цивилизационная оптика чрезвычайно востребована практикой, так как она дает ключ к пониманию и прогнозированию поведения китайских партнеров и, возможно, открывает новые грани академического и прикладного сотрудничества.

Выводы для развития юридической науки и образования

V Дальневосточный юридический форум продемонстрировал, что эффективное правовое обеспечение разворота России на Восток требует от юридического сообщества качественного интеллектуального скачка. Необходимо переходить от простого применения существующих правовых норм к глубокому пониманию цивилизационного контекста, в котором эти нормы будут действовать. Перед юридическими вузами России встает стратегическая задача — готовить новое поколение специалистов, обладающих междисциплинарными компетенциями на стыке права, истории и востоковедения. Юристов, способных быть не просто техническими исполнителями, а «переводчиками цивилизационных кодов», что является залогом стратегического успеха России в Азии в XXI веке.

 

Версия для печати

  

| Назад | Следующая новость

 
 

© Все права защищены

Разработка сайта | Управление сайтом